Ребенок и книга

Ребенок и книга


В начале ХХ1 века , наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Однако,  безусловно, они читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

*       Тревоги и страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированны на старую модель чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.

*     Раньше высокий статус чтения, человек читающий, обязательность регулярного чтения

*     Сейчас- детям совершенно безразлично читает у него товарищ или нет

*     Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было гораздо меньше

*     Сейчас обратная картина- мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим недостатком времени мы даже не можем подумать что у наших детей времени больше.

*     Т.е. нам, взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие какие мы были раньше.


Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.



Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители сами не расставались с книгой2, газетой, журналом и или газетой
Один из первых шагов- это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам

Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда. Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится. Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.

В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги.





·              Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12 и  15 лет. Готовит мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше.

·              Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.

·              Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему  шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.

·              Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе или учителю.

·              Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга- лучший подарок»- этя фраза очень актуальна и популярна сейчас.

·              Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.

·              Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

·              Выпишите какой нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.

·              Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.

·              Отведите сами ребенка первый раз в библиотеку, пусть эти походы, вместе с вами,  будут регулярными. Не ленитесь, библиотека работает и в выходные дни. Ваш ребенок потом привыкнет и будет ходить туда самостоятельно.

·              Купите настольную игру, предполагающую чтение.

·              После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.

·              Предложите ребенку газету с простыми детскими кроссвордами и дайте понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.

·              Читайте вместе вслух друг другу смешные истории, короткие рассказы, сказки пусть только по субботам или воскресеньям, но регулярно дети будут этого ждать и для следующего раза будут искать уже сами искать в библиотеке интересную книгу.

·              Всегда спрашивайте у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикуйте, если его мнение расходится с Вашим, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш.

·              Не форсируйте события, темпы обучения чтению зависят от многих факторов: здоровья, утомляемости ребенка, уровня любознательности, эмоциональности и т.д. Сегодня вы решите, что ваш ребенок должен полюбить книгу, завтра он ее не полюбит, не ждите. От вас также требуется терпение.

·              Уважительно относитесь к книге и к ней будут уважительно относиться ваши дети, подайте им пример, сами читайте.






Несколько «НЕ» для родителей,
которые хотят приучить своего ребенка к чтению

·              Не спешить;

·              Не торопить;

·              Не подгонять ребенка;

·   Не работать «на время», т.е. на большую продолжительность чтения, или «на скорость» любовь к чтению и техника чтения разные вещи

·              Не стремиться достичь своего любой ценой.

·    Не наказывайте ребенка чтением, запрещая ему пользоваться любимым дело.


Не стоит бросаться в крайности. Ребенок должен быть ребенком и в его памяти должны остаться не только книги и развивающие занятия, но и походы на природу, в театр, в цирк, семейные праздники, общение с друзьями. Не стоит забывать и о том, что в городе есть не только книжные магазины, но и библиотеки, где очень разнообразная тематика книг, где маленькие читатели занимаются и выбирают книги отдельно от подростков. Великолепный читальный зал.
Важно, чтобы подрастающий человек с нашей помощью - родителей, учителей и мудрой книге- научился от плохого, понимать истинные и ложные ценности жизни.

Привлекать ребенка к чтению нужно как можно в более раннем возрасте, действовать по принципу «не навреди», т.е не заставлять и не мешать общению с книгой, но поощрять  интерес к чтению и самим быть примером для маленького читателя.












1 комментарий:

  1. Кулинская Оксана20 декабря 2013 г. в 09:11

    Спасибо за полезные мысли. Действительно, дети берут с нас пример. И хорошо, когда они видят родителей читающими книги. Многие мамочки хвастают, что уже давно не читают вслух для своего чада. Моему 10, я регулярно ему читаю. Спасибо за поддержку из компетентных источников!

    ОтветитьУдалить